|
|
Дорогие преданные!
Мы продолжаем делиться с вами богатством нашей традиции, богатством Шрилы Прабхупады, реализованным знанием, которым сейчас с нами делятся старшие преданные, наставники и лидеры общества. Очень ценное общение нам подарил удивительный преданный и проповедник Акшаджа прабху.
|
|
|
|
«…Мангала-Арати это лучший способ
одухотворить свое сознание»
ФМА: Мы попросили Акшаджа прабху рассказать немного о важности мангала-арати, особенно сейчас в период Марафона Шрилы Прабхупады и ценности совместной практики.
Акшаджа-дас: Основная ценность объясняется высказыванием Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура: «Тот, кто рано утром в брахма-мухурту возносит эти молитвы духовному учителю, в момент оставления тела обретет непосредственное служение Кришне, Господу Вриндавана». Это главное – развитие привязанности к Кришне и Его чистому преданному, по крайней мере, для нас. Есть много других вещей, но это самое важное.
Есть также другие важные результаты, которые приносит участие в мангала-арати. Оно с самого начала дня настраивает наше сознание на правильную волну. Утренняя программа идеальным образом разработана Шрилой Прабхупадой для того, чтобы наше сознание очищалось, и мы обретали силы и желание служить. Наше служение в течение дня зависит от того, что мы делали утром - насколько мы с утра одухотворили свое сознание, и мангала-арати – лучший способ одухотворить свое сознание. Особенно это важно для проповеди.
Вспоминаю историю, которую рассказывал Шрутакирти прабху. Еще в самом начале движения Шрила Прабхупада привез небольшую группу своих учеников во Вриндаван. Тогда у нас там не было своего Храма, и Шрила Прабхупада останавливался в храме Радхи-Дамодары, а ученики Шрилы Прабхупады жили по соседству. Как-то утром Шрила Прабхупада спросил Шрутакирти прабху (было уже 5.30 утра), где Прадьюмна и Шьямасундара (они были секретарями, Шрутакирти был слугой). Шрутакирти прабху ответил, что, наверное, они еще спят. Шрила Прабхупада попросил немедленно разбудить их и стал отчитывать. «Вставать рано утром, совершать омовение, посещать мангала-арати – это не подвиг аскетизма, это признак здравого смысла и требование гигиены». И потом он добавил еще одну вещь: «Если вы будете это делать в течение 12 лет регулярно, то тогда ваши слова обретут совершенство, то есть они будут сильно трогать сердца людей».
Мне кажется, гораздо более правильным делать это не рывками, как марафон, а на какой-то стабильной основе, потому что это все-таки гуна благости. А когда это какой-то рывок, в течение какого-то времени, есть большая вероятность, что мы делаем это в гуне страсти. Как правило, такие краткосрочные усилия – признак гуны страсти. Благость же характеризуется поддержанием и стабильностью и это наиболее важно. В нашей традиции в основном подчеркиваются те виды деятельности, которые совершаются стабильно и регулярно: наймитика-карма, то есть постоянная деятельность. Но если нет возможности делать это стабильно, то, конечно, лучше делать какое-то время, чем вообще не делать. Есть также другой аспект: человек решит посещать мангала-арати в течение какого-то времени, две недели, месяц, и у него за это время может развиться вкус, если повезет... Хотя в начале он не собирался делать это на долгосрочной основе, но когда вкус развивается, он продолжит посещать мангала-арати и после окончания «марафонного» периода. И в этом большая польза от марафона. Но даже если не возникнет ярко проявленного вкуса, все равно марафон даст преданному сильный импульс в духовной жизни.
|
|
|
Марафоны объединяют вайшнавов. Важно делать все совместно. Во-первых, у нас движение санкиртаны, а санкиртана означает совместную деятельность. Санкиртана является юга-дхармой. Господь больше доволен, когда мы что-то делаем вместе. Во-вторых, одному, как правило, невозможно поддерживать этот стандарт, и в какой-то момент ум начнет говорить: «Да ладно, сегодня можешь немножко отдохнуть. Ничего же страшного не случится. Завтра ты это сделаешь». На следующий день та же песня, и всё прекращается. Но когда мы с преданными, то преданные, в хорошем смысле слова, нас подстегивают, поддерживают, и у ума гораздо меньше шансов увести нас с этого благого пути куда-то в сторону. Плюс еще в том, что, когда мы делаем что-то вместе, у нас развиваются отношения с преданными, причем отношения на реальной духовной основе, то есть на основе служения Кришне. И это тоже очень большая ценность для нас!
ФМА: Можете поделиться чем-то личным? Опытом, ощущениями, например…
Акшаджа-дас: Так получилось, что я практически сразу переехал жить в Храм. Поэтому в моей жизни мангала-арати появилось с самого начала практики. Тем не менее у меня есть возможность сравнить жизнь с мангала-арати с жизнью без него. Когда я куда-то уезжаю, особенно когда приходится останавливаться не в Храме, а на квартире, то сразу заметно, что становится сложнее. И в чем обычно это проявляется? Ты замечаешь, что тяжелее помнить о Кришне, какая-то раздражительность может появиться, ощущение такое, что чего-то не достает, чего-то такого прочного, духовного не хватает, какое-то чувство вины, как будто что-то не додал Кришне. И это реальная вещь.
И конечно, многое очень сильно зависит от того, в каком сознании ты находишься. Если пытаешься медитировать, обращаться с чувством к Божествам, духовному учителю, Нрисимхадеву, к Туласи-деви, то потом ты гораздо лучше себя чувствуешь духовно. Яркие примеры сразу трудно вспомнить, но общий фон жизни явно отличается в те дни, когда ты посещаешь мангала-арати, от тех дней, когда оно проходит мимо тебя. Удачливы те, кто понял, что это очень редкая и ценная возможность для развития нашего сознания Кришны. Еще более удачливы те, кто развил в себе вкус к участию в утренней программе.
Акшаджа-дас, Ашрам Бхактиведанты
ноябрь 2015 года
|
|
|
|
|
|