Радха, Радхарани или Радхика — вечная возлюбленная Шри Кришны,
воплотившаяся вместе с Ним на Земле более 5000 лет назад.
Величайшая из тайн об Абсолютной Истине
Абсолютная истина одна - это Кришна, но она представляет два начала – мужское и женское, две личности, чтобы обмениваться между собой любовью. И как Кришна – Кришнас ту бхагаван свайам – источник всех инкарнаций, Его вечная энергия наслаждения, Его хладини-шакти, Шримати Радхарани, – является источником всех супруг и богинь процветания.
Шрила Прабхупада объясняет, что Шримати Радхарани является трансформацией верховной любви Кришны. Она – олицетворение всей духовной любви. И эта любовь так могущественна, что берет вверх над всепобеждающим – Кришной.
Освободить дремлющую любовь в нашем сердце возможно только по милости хладини-шакти Господа, Его энергии наслаждения – Шримати Радхарани. У Нее есть ключ, открывающий глубочайшие тайны души.
Шримати Радхарани - величайшая из преданных, возвышенней которой нет никого. Все гопи – это Её экспансии, и вся любовь к Богу в сердце каждого живого существа – это частичка Её любви. Она – полное безграничное вместилище любви, и Кришна – её совершенный объект. Игры Радхи и Кришны – это самая чистая форма духовного откровения, самое возвышенное и самое сокровенное откровение абсолютной истины.
Милость Шримати Радхарани
Когда мы предстаем перед Шримати Радхарани, мы как попрошайки, просим той любви, той милости. Когда Она удовлетворена нашим служением гуру, вайшнавам, нашей искренностью, Она устраняет все препятствия вожделения, зависти, гнева, гордости, жадности и иллюзии, и раскрывает наши сердца для той глубокой тайны према-бхакти, которой обладает только Она.
Шрила Прабхупада объясняет, что если мы искренни, серьезны, если у нас нет скрытых мотивов, Шримати Радхарани легко одарит нас любовью.
Господь Чайтанья Махапрабху и Его божественный слуга Шрила Прабхупада даёт нам – вам и мне, и каждому из вас, сегодня возможность, которой не может достичь даже Лакшми. Это милость Радхарани, проявляющаяся через Её форму Господа Чайтаньи. Когда Шрила Прабхупада был на Джаладуте, он молил Шримати Радхарани наделить его силой и Её милостью. Её милость проявляется через сердце Господа Чайтаньи. Сердце Господа Чайтаньи – это сердце Радхарани. Это Её милость, благодаря которой Шрила Прабхупада дал нам величайшее из всех сокровищ – доступ в глубочайшую из тайн, высший смысл совершенства всего духовного знания.
В Радхаштами мы выражаем свою благодарность, моля о возможности служить, моля о возможности воспевать святые имена Господа, слушать о Его славе в духе чистого и бескорыстного служения. В век раздоров и лицемерия все раздоры и все лицемерие вызвано корыстью.
Явление Радхи
Явление Шримати Радхарани описывается в Падма-Пуране и в Гарга-самхите. Оно было таинственным и прекрасным. Говорится, что Вришабхану нашел ее плывущей по Ямуне на цветке золотого лотоса.
А история рождения Радхарани такова.
В давние времена на окраине Матхуры брахман Сучандра со своей женой Калавати совершали суровые аскезы, чтобы получить дочерью супругу Господа. Перед ними явился Брахма и дал такое благословение. В следующей жизни они стали Вришабхану и Киртидой во Врадже и ждали ребёнка. Их знакомые, царь Чандрабхану и его жена, тоже ждали ребёнка.
Тем временем горный пик Виндхья со своей женой предавались аскезам, чтобы получить ещё большее благословение. Они хотели иметь 2-х дочерей и зятя, который превзошёл бы Шиву. Виндхья решил прославиться больше царя гор, Гималаев, отца Парвати, гордившегося достояниями своего зятя, Шивы. По просьбе Брахмы Йогамая пустилась на хитрость. Она мистически перенесла ещё не родившихся девочек из лона жён Вришабхану и Чандрабхану в лоно жены Виндхьи. Так в горах родились две родные сестры - Радха и Чандравали.
По приказу Камсы, напуганного предсказанием о своей скорой гибели, демоница Путана похищала новорождённых детей и убивала их. Очередь дошла и до дочерей Виндхьи. Ведьма похитила их и стала улетать. Когда главный жрец Виндхьи начал произносить мантру, смертельную для демонов, у Путаны мороз пробежал по коже, и она выронила трёх девочек из восьми: Радху, Чандравали и Вишакху. Малышки мягко приземлились в раскрытые лотосы на Ямуне. Вскоре сила мантры сразила ведьму, и та рухнула на землю. Пурнамаси сняла с неё ещё пять девочек: Лалиту, Падму, Бхадру, Шайбью и Шьяму, и вручила их жёнам пастухов Враджи.
Вишакху нашла Джатила, Чандравали была найдена Бхишмакой, а Радхику получил Вришабхану. Произошло это так.
У царя Вришабхану и его жены Киртиды не было детей, и родственники посоветовали Киртиде отправиться в дом матери, которую звали Мукара, и там поклоняться Ямуне,чтобы по её благословению получить ребенка. Царь Вришабхану и Киртита так и поступили. Где-то по полудню, часа в два, он пошел совершить омовение в Ямуне и увидел там прекрасного ребенка в золотом цветке лотоса.
Ещё издали он увидел ослепительное сияние, исходившее от этого цветка; при этом он почувствовал себя очень счастливым. Воды Ямуны всё ближе и ближе подносили этот лотос и, когда цветок совсем приблизился, Вришабхану увидел прекрасную девочку.
- О, это Ямуна прасад (точнее Сурья прасад, потому что Вришабхану поклонялся Сурье, богу солнца). Киртида смотри, смотри Ямуна прасад! Вришабхану поклонялся Сурье.
Вришабхану взял ребенка на руки и побежал в дом к Киритиде.
- Киртида, посмотри какая прекрасная девочка. Твоя дочь затмит своей красотой красоту всего мира. Но у этой девочки были закрыты глаза и ручки сжаты в кулачки, она казалась неживой. Это весьма смущало Вришабхану.
Когда Нарада Муни узнал об этом – он был великим риши, муни и великим астрологом, - он немедленно поспешил в Равал. Составив гороскоп, он был поражен, не поверив своим глазам.
- Это сарва шакти майи – сама персонификация всех энергий. Нарада вошел в дом Мукары, чтобы получить Её даршан и провести пуджу. Когда он вошел, то он увидел Вришабхану. Вришабхану встретил его, как подобает, усадил его на почетное место, омыл ему стопы, окропил свою голову и все вокруг нектаром, испил чаринамриты и после спросил:
- Что привело тебя в мое скромное жилище?
О Махарадж! Ты так удачлив, в твоей семье воплотилась вечная супруга Верховной личности Господа, - ответил Нарада. Вришабхану был несколько смущен. Поскольку ребенок не проявлял признаков жизни – глаза девочки были закрыты и ручки сжаты в кулачки, она была немая, глухая – он решил не говорить прямо о рождении ребенка; он хотел скрыть это, чтобы люди не узнали, что девочка родилась с некоторыми странностями. Он был озадачен словами Нарады.
- Как такая девочка может быть супругой Верховного Господа? – подумал он.
- Нет, у нас ни родилось никакого ребенка. Нарада вышел за порог, но сел под дерево, сделал снова астрологические расчеты, вернулся и сказал:
- Не может быть, разве у вас не родилась девочка, разве нет никакого ребенка? Почему вы говорите неправду? Тогда пристыженный царь Вришабхану, смущаясь, сказал:
- Да, у нас родилась девочка, но она слепая, глухая и немая, она даже не двигается… да от нее исходит золотое сияние, но мы стесняемся представить ее тебе. Мы не можем поверить, что это супруга Верховной личности Бога.
Вришабхану попросил показать Нараде ребенка. Когда его принесли, Нарада простерся перед девочкой, сделал дандават и стал возносить молитвы, ставы и стути, прославляя Радху.
Мукара, Киртида и сам Вришабхану не могли поверить глазам. Что он делает? Они держали ребенка на руках, а Нарада обходил их, совершая парикраму, и в конце сказал:
- Я хочу провести пуджу, мангалу, чтобы создать благоприятную обстановку в вашем доме, чтобы девочка росла здоровой. Он назвал длинный список благоприятных упачар, параферналий для совершения пуджи.
И все обитатели дворца Вришабхану направились на поиски всех востребованных предметов для совершения пуджи.
Когда все ушли, оставшись наедине с Радхой, Нарада стал молить Её, чтобы Она явила ему свою прекрасную форму Кишори-рупу, форму цветущей юности. О, Кишори, о царица Вриндаваны, о мать…я пришел сюда с Вайкунтхи от Господа Нарайаны, узнав, что ты приняла здесь своё воплощение. Я хочу получить твой даршан. Дай мне благословение лицезреть тебя. Прояви свою прекрасную форму цветущей юности, кишори-рупу, хотя бы на одно мгновение, тогда я буду считать свою жизнь успешной.
И Шримати Радхарани явила Нараде свою прекрасную форму на золотом лотосе. Она предстала перед ним во весь рост. Своими руками она благословила Нараду. На Варшане в храме есть прекрасная картина, которая запечатлела эту сцену. Нарада с широко раскрытыми глазами и разинутым от удивления ртом взирает на этот прекрасный образ.
В это время, когда все вернулись со всем необходимым для пуджи, Радха снова приняла образ младенца, маленькой девочки, и Нарада Муни провел очень пышную церемонию в честь Её явления. После этого Вришабхану попросил Нараду дать благословение, чтобы его девочка стала нормальным ребенком, чтобы ее глаза открылись, чтобы она разжала свои ручки и стала двигаться. Нарада сказал:
- Немедленно пошли за Нанда Махараджаем, пусть он придет со своим ребенком, Кришной, и мы проведем заключительный обряд по случаю рождение твоего ребенка. Если ты сделаешь всё, что я тебе сказал, твои желания исполнятся.
Когда прибыли Нанда Махарадж и Яшода с Кришной, Вришабхану начал церемонию. Раздавались звуки сладкозвучной музыки, брахманы воспевали ведические мантры, был очень много йогурта и молока; везде была рассыпана куркума. В это время Кришна почувствовал какой-то аромат, он стал вдыхать его полной грудью. Это был удивительный запах, но никто другой его не мог чувствовать. Пытаясь понять, откуда он исходит, Кришна пополз в комнату, где в колыбельке лежала Радха. Едва Он приблизился к Ней, встал на ножки и заглянул в колыбельку, Радха заерзала, разжала кулачки и протянула к Нему ручки. Она тоже почувствовала удивительный аромат, исходивший от тела Кришны. Когда Радха открыла глаза и увидела Кришну, то их взгляды встретились. Кришна был первым, кого Она увидела. Он был Её вечным супругом.
В материальном мире Радха ничего не видела и ничего не слышала, поэтому Её форма с закрытыми глазами и сжатыми в кулачки ручками известна как джада-рупа, каменная. Радха была как камень мертва для материальной жизни, но ожила, когда почувствовала аромат Кришны. В материальном мире чувства преданного спят; они пробуждаются к жизни только в присутствии Кришны.
Истинный преданный Кришны не думает ни о чем, что не связано с Кришной, не видит ничего – только Кришну. Он не слушает и ни говорит о чем-либо, помимо Кришны. Для материальной жизни и чувственных наслаждений, по которым сходят с ума обычные люди, чистый преданный мертв; он рождается и живет только для Кришны. Поэтому преданный Кришны молится Шримати Радхарани и просит Ее о том, чтобы думать только о Кришне. Он хочет видеть всегда Кришну, слушать и говорить только о Кришне. Это единственное благословение, которое он просит (у Радхи); другими словами это то, что называется сознанием Кришны.
Радхаштами - особая милость для каждого
Радхарани особенна тем, что она - лучшая преданная Господа Кришны. Поэтому Кришна любит Её больше всех. На Радхаштами преданные, которые желают обрести милость Кришны, просят Радхарани даровать им преданность её возлюбленному Господу, зная, что если им удастся снискать её благосклонность, то и Кришна будет доволен ими.
Радха появилась в Ямуне – это река преданности, которая представляет собой жидкую форму Вишакхи и олицетворяет нескончаемый поток бхакти, энергию самой Шримати Радхарани. Она появилась на золотом лотосе, который символизирует сердце чистого преданного; йога-шастра сравнивает его сердце с тысячелепестковым лотосом. Когда поток бхакти проходит через наше сердце, мы обращаемся к Радхе, чтобы Она явилась нашему взору в форме Кишори-рупы. В этом месте мы неустанно молимся пракаша или лила-шакти, через которую проявляется Шримати Радхарани.
О, превечная Госпожа с глазами, подобными распустившимся лотосам... О, Шримати Радхарани! Будь милостива и протяни руку помощи тонущему в пучине ужасного океана рождений и смертей!
Празднование Радхаштами
Во время Радхаштами проводятся даршан божеств в новых нарядах, лекции на духовные темы, киртаны, бхаджаны, маха- абхишека, маха-арати и предложение сотен различных блюд Их Светлостям.
В этот день Радхе предлагается новый наряд, а храм украшают огромным количеством цветов и гирлянд. Во время утренней лекции по «Шримад Бхагаватам» Радху прославляют, повествуют о её качествах и деяниях. В полдень проводят маха-абхишеку, используя различные благоприятные субстанции (такие как йогурт, сок, мед и т. д.) и множество цветов. Преданные на кухне Божеств готовят сотни различных блюд. После абхишеки предлагают бхогу и проводят маха-арати. Преданные постятся до полудня, а после наслаждаются трансцендентным пиром.
Шри Радхаштами ки - ДЖАЯ!
Пост до полудня.
ВИДЕО РОЛИК О ШРИМАТИ РАДХАРАНИ
РАСПИСАНИЕ НА ПРАЗДНИК РАДХАШТАМИ В ХРАМЕ: