Шрила Индрадьюмна Свами
Дневник странствующего монаха
Том 12, глава 2
26 сентября - 4 октября 2011
Необычные люди и необычный парк
Наш двенадцатичасовой перелет из Лондона заканчивался, мы подлетали к северу
Бразилии. Я смотрел из окна самолета на ярко-оранжевое зарево горизонта и
едва различимую в дымке раннего утра зелень пышного тропического леса в
одиннадцати тысячах метров под нами. "Совсем как в 1988-ом", - подумал я.
Многое изменилось с моего первого посещения Бразилии двадцать три года тому
назад. Прежде всего, я стал старее. Тогда я был в рассвете сил, полным
отваги и энтузиазма, чтобы проложить дорогу сознанию Кришны в Амазонских
джунглях. "Не уверен, что проделал бы это снова", - думал я, посмеиваясь про
себя и вспоминая свои встречи с пираньями, зыбучими песками, дизентерией и
чуть ли не со смертью.
Да и Бразилия изменилась. Будучи тогда страной с бедствующей экономикой,
сейчас она становится мировым центром деловой активности.
Командир развернул самолет вдоль побережья на юг, к Сан-Пауло в четырех
часах полета, а я думал о своем подношении Шриле Прабхупаде, которое написал
ему сразу после своих приключений на Амазонке:
По городам, лесам, деревням и поселкам
я странствовал, повторяя посланье Ваше,
рассказывая о милости, о том, как Вы,
освобождая падших и несчастных, добры.
Летом, в джунглях далеко на юге пришла
болезнь, и побывал я на пороге смерти.
Но Ваша спасительная милость и булава
Нрисимхи хранили меня и защищали от всего.
И как же счастлив я служить Вам дальше,
всегда так проповедуя в пути.
Как остается чист всегда реки поток,
молюсь я быть всегда таким же чистым.
В жару ли, в счастье ли, в беде ли, в холод,
пока я вдохновлен, и полон сил, и молод,
хочу продолжать сражаться, делясь
посланьем Вашим, как Вы меня просили.
И хотя я уже не молод и не полон сил, но все так же вдохновлен продолжать
распространение сознания Кришны, как и в свой первый приезд в Бразилию.
После успеха нашего прошлогоднего фестиваля я вернулся с группой из двадцати
пяти талантливых преданных, чтобы на протяжении семи недель распространять
нектар святых Имен по всей стране.
Долгий рейс наконец-то приземлился в Сан-Пауло. Я прошел иммиграционный
контроль и таможню и удивился тому, что вдохновенным киртаном меня встречала
большая группа детей с учителями.
- Добро пожаловать в Бразилию снова, - приветствовал меня Вайкунтха-мурти
дас. - Это дети из школы "Бхакти", нашей официально зарегистрированной
государственной школы неподалеку от Сан-Пауло.
- У вас же должно быть лишь несколько семей в этом регионе, - сказал я. -
Сколько же здесь детей?
- Пятьдесят шесть, - ответил Вайкунтха-мурти. - Но ни у одного из них
родители преданными не являются. Фактически, отцы большей части этих детей в
тюрьме.
- В тюрьме? - сказал я.
- Да, - ответил Вайкунтха-мурти. - Школа эта в Франко-де-Роча, в фавеле.
- В фавеле? - переспросил я.
- Это как трущобы, только еще беднее и неблагополучнее. Фавела в
Франко-де-Роча - одна из самых криминогенных в Бразилии. Несколько лет назад
мы открыли там маленький храм, чтобы местные дети могли приходить каждый
день после школы и по выходным. В итоге многие начали практиковать сознание
Кришны, и мы решили открыть гурукулу.
- В последнее время произошло несколько инцидентов, показавших, насколько
местные жители благодарны за школу. В прошлом месяце вор вынес светильник из
классной комнаты, и директор обнаружил его выставленным в ломбарде. Когда он
сказал хозяину магазина, что это лампа из школы Харе Кришна, тот подозвал
вора, который как раз оказался неподалеку и жестко выбранил его. Сказал, что
никогда не возьмет ничего, что было украдено у преданных.
- Он вернул лампу и принудил вора встать на колени и извиниться. А несколько
месяцев тому назад жена местного нарко-барона отдала в школу свою
десятилетнюю дочку. Она носит в школе сари, повторяет джапу на четках, и
является строгой вегетарианкой. А мама каждый месяц приходит на родительские
собрания.
Вайкунтха-мурти с любовью смотрел на поющих и танцующих детей.
- Все они примерные преданные, - сказал он. - Серьезно относятся и к учебе,
и к своему сознанию Кришны.
- Это удивительно, учитывая, что они из такой непростой среды, - сказал я.
- О страданиях они знают не понаслышке, - продолжал Вайкунтха-мурти. -
Поэтому и благодарны за счастье, что нашли в сознании Кришны. Он не
воспринимают его легкомысленно.
Дети, всю дорогу воспевая, проводили меня до машины, и мы поехали на
квартиру, где я должен был остановиться.
Путешествие вымотало меня, но ночью я не мог заснуть из-за смены часовых
поясов. Утром я планировал встретиться с преданными, которые съехались со
всех уголков мира. Мы собрались на короткое совещание с Джаятамом дасом и
Нандини даси. Они организовывали все моменты фестиваля, включая переезды и
размещение во всех тех городах, где мы должны были выступать.
Позже утром я попросил местного преданного, бхакту Джона, отвезти меня в
какой-нибудь парк, где я мог бы воспевать свои круги.
- Если я не начну воспевать, я просто засну, - сказал я. - И хотелось бы
повторять в умиротворенном тихом месте, в какой-то зеленой зоне. Я месяцами
в дороге. Какое-нибудь место в гуне благости приведет меня в порядок.
- Можно поехать за город, - сказал бхакта Джон, - но это займет несколько
часов: в Сан-Пауло плотное движение. Так что отправимся в маленький
тропический лес в центре города.
- Здесь посреди города есть джунгли? - спросил я.
- Да, - ответил он, - прямо в центре. Это, наверное, самая дорогая земля в
городе. Основатели оставили ее нетронутой, чтобы люди могли отдыхать в
тишине от толчеи и суматохи городской жизни. Веками там все сохраняется
нетронутым. Сможете посмотреть, что собой представляла Бразилия до того, как
ее начали осваивать.
- Хотелось бы взглянуть, - ответил я.
Мы отправились на прогулку, и я вытащил свой ай-фон, чтобы сделать звонок.
- Будьте осторожны, Махарадж, - сказал бхакта Джон, - в Бразилии полно
отчаявшихся бедняков, которым будет за счастье украсть такой телефон. Но
если какой-нибудь негодяй будет что-то требовать, и ему сказать, что вы из
Харе Кришна, он отстанет. Это срабатывало много раз.
- Правда? - спросил я.
- Да, - ответил бхакта Джон. - Бедняки благодарны преданным за харинамы и
раздачу прасада. Так что преданных обычно не обкрадывают.
Пройдя вниз по улице несколько сотен метров, мы подошли к моллу*.
- Зайдем, посмотрим? - сказал я.
- Вам что-нибудь нужно? - спросил бхакта Джон.
- Нет, - ответил я, - но мне нравится общаться с людьми в разных странах.
Нравится разговаривать с ними, гуляя по улицам. Это хороший способ понять
страну, как в ней лучше представлять сознание Кришны.
Только мы вошли в молл, как к нам подошла группа тинэйджеров.
- О, - сказал один из них, - а можно с Вами сфотографироваться?
- Конечно, - ответил я.
Они окружили меня, и один из друзей начал щелкать один кадр за другим.
- Преданных в Бразилии уважают, - сказал бхакта Джон. - У нас хороший
имидж, а те, кто ничего о нас не знают, всегда интересуются.
Чистильщик обуви улыбнулся нам и что-то сказал своим приятелям. Те закачали
головами в знак уважения.
- Что он им сказал? - поинтересовался я у бхакты Джона.
- Он сказал: "Вот чистый человек", и что чистота для человека - главнейшее
качество.
Я развернулся и пошел обратно, к чистильщику.
- Спасибо за Ваше замечание, - сказал я, - но я не чистый.
- Но Вы ведете чистую жизнь, - ответил он, улыбнувшись. - Это видно по Вашей
одежде и манерам.
- Я только стараюсь жить чистой жизнью, - сказал я.
- И это делает Вас чище, чем мы, - сказал он. Друзья его, соглашаясь,
кивали.
- Спасибо, - сказал я. - Я постараюсь быть достойным Ваших слов.
- Можем ли мы что-нибудь сделать для Вас? - спросил один из них.
Я был тронут.
- Да, - сказал я. - Пожалуйста, помолитесь обо мне.
Мы с бхактой Джоном отправились на эскалаторе вниз.
- По одному только этому случаю, - сказал я ему, - видно, что люди, в
основном, благочестивы.
Этажом ниже молодая женщина продавала в киоске ювелирные украшения.
- Сэр, - позвала она меня, - можно ли с Вами поговорить?
Я подошел к ней:
- Да.
- Могли бы Вы дать имя моему малышу? - спросила она.
Я огляделся в поисках ребенка.
- А где малыш? - сказал я.
Она покраснела и произнесла:
- Еще у меня в животе.
- Она, что, это всерьез? - уточнил я у бхакты Джона.
- Похоже на то, - сказал он.
- Я же совершенно посторонний человек, - сказал я. - Почему Вы хотите, чтобы
я дал имя Вашему еще не рожденному дитя?
- Потому что Вы человек от Бога, - сказала она. - Если Вы дадите имя,
ребенок будет благословлен.
Я чувствовал себя недостойным такого замечания, но не хотелось и
разочаровывать ее.
- Дайте подумать немного, - сказал я. - Ваш малыш - мальчик или девочка?
- Мальчик, - сказала она. - О, вот и муж идет.
- Альберто! - воскликнула она. - Этот монах даст имя нашему ребенку!
- Замечательно! - сказал Альберто. И они оба стали смотреть на меня в
ожидании.
- Мы назовем его Рама дас, - сказал я, наконец.
- Как красиво, - сказала женщина. - А что это значит?
- Рама - это имя Бога в Ведических писаниях Индии, - сказал я. - Он явился в
этом мире, чтобы защитить праведников и восстановить религиозные принципы.
- Великолепное имя, - сказал Альберто.
- "Дас" означает "слуга", - сказал я. - Так что "Рама дас" означает "слуга
Бога".
- Не знаем, как Вас и благодарить, - сказала женщина. Я записал имя на
листочке и отдал ей.
- Вот это да! - сказал я бхакте Джону, когда мы отошли. - Никогда не
встречался ни с чем подобным.
Он улыбался.
- Думаю, в Бразилии Вы повстречаете еще много сюрпризов, - сказал он.
- Правда? - сказал я. - Может быть, найдем и золотой клад Раваны?
- Какой клад? - спросил бхакта Джон.
- В четвертой Песни "Шримад-Бхагаватам" - стал объяснять я, - Шрила
Прабхупада пишет, что Равана был великим преданным Господа Шивы. В
результате он получил благословения Дурги, и царство его на Ланке было
возведено из золота. Шрила Прабхупада говорил, что в историях Пуран есть
намеки на то, что Бразилия была частью царства Раваны. И золото в огромных
количествах по тоннелю поставлялось отсюда на Ланку.
- Как бы нам разыскать остатки тех золотых сокровищ? - проговорил с озорной
улыбкой бхакта Джон.
- Без понятия, - сказал я. - Но Шрила Прабхупада дал Бразилии более
серьезное сокровище: воспевание святых имен Кришны.
Мы уже выходили из молла, когда к нам подошел молодой человек, на вид ему
было чуть за тридцать.
- Добрый день, джентльмены, - произнес он. - Рад встрече с вами.
Он показал на свой бэйджик "Спасите детей".
- Мы работаем совместно с бразильским правительством, - сказал он. -
Собираем пожертвования, чтобы отправлять в школы детей бедняков.
- Замечательно, - сказал я. - У нашей организации есть школа для пятидесяти
шести бедных детей, около Сан-Пауло.
- А где именно? - спросил он.
- В фавеле Франко-де-Роча, - сказал я.
У него округлились глаза.
- Франко-де-Роча! - воскликнул он. - Это же одна из самых опасных фавел
Бразилии.
- Да, так, - сказал я. - Но местные ценят наши старания, так что там не так
уж плохо.
- Знаете, - сказал он, - наша организация готова помогать любой школе,
которая добилась успеха, помогая бедным и нуждающимся. По нашей рекомендации
правительство Бразилии часто выдает гранты таким школам. Может быть, мы
сможем устроить грант и для вашей школы.
- Это было бы замечательно, - сказал я, - Вот моя визитка. Пожалуйста,
свяжитесь со мной, чтобы обсудить, как мы могли бы посотрудничать.
- Как забавно, - сказал он. - Я остановил вас, чтобы попросить небольшое
пожертвование, а закончилось тем, что сам предлагаю большую помощь вам.
- Бразилия полна сюрпризов, - сказал я, пожимая ему руку.
Мы подъехали к небольшому тропическому лесу. "Парк Трианон основан в 1792
году" - гласила вывеска на входе. Грохот города стих и остался позади, а мы
пошли вглубь парка вдоль папоротников, кустарника и цветущих зарослей.
Прелесть парка зачаровала меня: выглядело все так, будто я оказался в
Сатья-юге. Огромные деревья, - некоторые, как гласили таблички на дорожках,
возрастом более четырехсот лет, - вздымались высоко в небо. Стайки маленьких
обезьян скакали под пологом леса, а попугаи и другие красочные птицы
перекликались и порхали меж деревьев.
- Представляю, как это было в древние времена, - сказал я, - когда все это
простиралось на тысячи миль. Вспоминаешь пословицу "Бог сотворил деревню, а
человек - город". Присядем здесь, будем просто повторять мантру на четках.
Я сосредоточился на воспевании святых Имен. Усталость моя и истощенность в
этой возвышенной атмосфере постепенно ушли, я чувствовал себя посвежевшим и
полным сил. После примерно часа воспевания мы с бхактой Джоном отправились
дальше вглубь джунглей.
- Такие парки были важной частью планировки Ведических городов, - сказал я.
Поискав в ай-фоновском приложении Pocket Vedas цитаты из
"Шримад-Бхагаватам", я прочел вслух обнаруженный стих:
сарварту-сарва-вибхава
пунйа-врикша-латашрамаих
удйанопаванарамаир
врита-падмакара-шрийам
"В любое время года город Дварака-пури был полон благодатных даров. Там были
и ашрамы отшельников, и фруктовые сады, и цветники, и парки с водоемами,
полными лотосов" [ "Шримад-Бхагаватам" 1.11.12 ].
- Здесь какое-то волшебное место, - сказал я. - Следующие шесть недель
Сан-Пауло будет нашим центром, и всякий раз, когда мы будем возвращаться с
фестивалей, я хотел бы приходить сюда.
- А я хотел бы привозить Вас сюда снова и снова, - сказал бхакта Джон.
Когда мы покидали святилище леса, было чувство, будто мы возвращаемся в
современный мир. В доказательство зазвонил мой телефон.
Это была Нандини даси. "Гурудев, - сказала она, - напоминаю, что вечером у
группы два газетных интервью и телевизионная программа". Я повернулся к
бхакте Джону.
- Нам нужно срочно возвращаться, - сказал я.
Мы вошли в телестудию ток-шоу всего за несколько минут до начала. И прежде,
чем шоу началось, еще немного поговорили с нашей ведущей.
- Скажите, - произнесла она, - что заставило Вас приехать в Бразилию в
третий раз?
На мгновение я задумался.
- Люди, - сказал я, наконец. - Среди всех, кто мне встречался, бразильцы
проявляют интерес к сознанию Кришны так, как никто в мире больше.
- Я вижу, впереди Вас ждет очень напряженное расписание, - сказала ведущая.
- Вы собираетесь посетить большинство наших крупных городов. Бразилия -
протяженная страна. Вы уверены, что сможете охватить ее?
- Что ж, мне шестьдесят, - сказал я. - Но я смогу объехать страну, если буду
время от времени делать перерывы.
Она улыбнулась.
- В Бразилии много прекрасных мест, - сказала она. - Где Вы думаете
отдыхать?
- В Трианон-парке, - сказал я.
- В Трианон-парке? - сказала она. - В наших маленьких джунглях в центре
города?
-Да, - сказал я. - Завораживающее место. Я побывал там сегодня днем и
чувствую себя полностью восстановленным. Планирую возвращаться туда так
часто, как только смогу. Основать этот парк было блестящей идеей отцов
города.
Шрила Прабхупада пишет:
"Совершенства человеческой цивилизации можно достичь, если использовать дары
природы по назначению. По этому описанию богатств Двараки можно судить о
том, что она была окружена цветниками и фруктовыми садами, а также водоемами
с произрастающими в них лотосамиа Мы узнаем, что вся дхама, то есть место,
где жили люди, была окружена такими садами и парками с цветущими лотосами в
водоемах а Человеческая энергия должна использоваться по назначению, для
развития в людях возвышенных чувств, необходимых для постижения духовного, -
это ключ к решению всех проблем бытия. Фрукты, цветы, прекрасные сады,
парки, водоемы с утками и лебедями, играющими среди лотосов, и коровы,
дающие достаточно молока и масла, - все это необходимо для развития в
человеческом теле тонких тканей... Дварака-дхама, как она описывается в этом
стихе, - идеал человеческой цивилизации".
[ "Шримад-Бхагаватам" 1.11.12, комментарий ]
* Молл - крупный торговый комплекс, внутри которого находятся магазины
(прим. перев.).
swami@pamho.net
www.travelingmonk.com/ru - сайт на русском языке
www.gurudeva.ru - сайт на русском языке
www.narottam.com/ru - аудио лекции
Facebook: Indradyumna Swami
http://istm.jimdo.com - сайт российского министерства звукозаписи Шрилы
Гурудева (архив лекций)
--------------------------------------------------------
To unsubscribe from this mailing list, send an email to:
IDS.CIS.Disciples-Owner@cis.pamho.net