О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
ЧАСТЬ 1
Автор: Амала-Говинда прабху.
Дорогие преданные, мы часто сталкиваемся с просьбой о пожертвованиях - как на нужды ятры, так и от сторонних людей в нашей обычной жизни. С каким умонастроением нам реагировать на такие просьбы? Обязаны ли мы жертвовать что-то или же это вопрос лишь нашего желания? Как правильно жертвовать и кому: стоит ли отслеживать, чтобы средства тратились разумно, или можно пожертвовать и забыть?
Пролить свет на эту непростую тему мы попросили Амала Говинду прабху
Мы знаем из Бхагавад-Гиты, что благотворительность бывает в трех гунах. Лучше всего, когда мы отдаем что-то в гуне благости. Это значит бескорыстно, побуждаемые чувством долга; отдаем тому, кому следует и в надлежащее время. Гуна благости означает, что у нас нет ожиданий ни от кого, мы по-настоящему не считаем себя обладателями чего бы то ни было и не привязаны ни к чему, кроме возможности бескорыстно служить другим.
И это не надуманная позиция: нам и правда ничего здесь не принадлежит. При этом у нас накопилось огромное количество долгов перед предками, полубогами, родственниками, согражданами. Если человек поднялся до уровня благости, то само слово «пожертвование» для него звучит дико.
Представьте, что у вас пятьсот кредитов по триллиону долларов и вместо процентов по ним вы перечисляете сто рублей и в назначении платежа пишете: «благотворительное пожертвование, НДС не облагается». Тому, у кого ничего нет, кроме долга, нечего жертвовать. Сколько бы он ни отдал, он стыдится того, что отдает такие крохи и не считает себя благотворителем. При этом это самые свободные и счастливые на Земле люди .
Как же быть тем, кто еще не в благости и привязан к чувству собственности? Кришна говорит, что пожертвования такого человека будут в гуне страсти. Он не против жертвовать СВОИ деньги, но вначале он должен всё посчитать и проверить – а вдруг он даст их не тому человеку и вместо блага от своей щедрости просто потеряет их? А вдруг о его пожертвовании никто не узнает или его запишут по ошибке на другого? Это настоящая ЖЕРТВА. Человеку больно расставаться с заработанным, он совершает огромную работу над своей жадностью, чтобы стать лучше.
Таким людям рекомендуют научиться жертвовать какую-то фиксированную сумму регулярно и по отношению к этим деньгам учиться непривязанности. То есть, человек уже знает, что какая-то часть денег уже сразу не его, от привязанности к ней он свободен и легко может отдавать ее на благотворительность. Действуя так, мы можем постепенно очистить свое сознание от корысти и освободиться от плена материальных желаний.
При этом, чтобы что-то жертвовать, вначале нужно отдать долги. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не может помочь другим, так как он сам не свободен и нуждается в помощи. Артха – богатство - приходит к тому, кто стоит на пути дхармы или исполнения долга. Поэтому в Бхагавад-Гите Кришна так часто говорит об исполнении своих обязанностей.
У человека, решившего свои проблемы и отдавшего долги, возникает естественная потребность помогать другим. Он реально может помогать. И он не привязан, не зависит от плодов такой деятельности. У него всё есть, он действует бескорыстно и желает всем только блага.
И, наоборот, если человек не выполняет свои обязанности, его попытки служения обществу всегда приносят много беспокойств. Он учит воспитывать детей, не воспитав своих, помогает советами, в которые сам не верит и никогда не пробовал в жизни. При этом он постоянно ждет плодов своей деятельности, так как считает, что пожертвовал всем ради общества.
Если же каждый член общества будет выполнять свои обязанности в соответствии со своей природой, то все будут счастливы. Прогрессировать духовно им будет легче, так как решение встать на духовный путь будет приниматься без давления обстоятельств, от полноты и желания выразить благодарность Богу за всё, что у них уже есть.