Дорогие вайшнавы и уважаемые друзья!
25 мая- Падмини Экадаши.
Пост на зернобобовые.
Выход из поста 26 мая с 4:51 до 10:22.
Сегодня мы поведаем вам о славе Падмини Экадаши или Ваисакха-шукла экадаши или Мохини экадаши, из Курма Пураны.
Юдхиштхира Махараджа сказал:
О Джанардана, как называется экадаши двух светлых недель месяца вайсакха (апрель-май)? Как правильно соблюдать его? Милостиво поведай мне все это.
Господь Шри Кришна ответил:
О благословенный сын Дхармы, сейчас Я опишу тебе, что однажды рассказал Васиштха Муни Господу Рамачандре.
Господь Рамачандра сказал Васиштхе Муни:
О великий святой, Я хочу услышать о лучшем среди всех дней поста, дне, разрушающем все виды грехов и печалей. Я долго страдал в разлуке со Своей дорогой Ситой и хочу услышать от тебя, как прекратить эти страдания.
Святой Васиштха ответил:
О Господь Рама, о проницательный, просто вспомнив Твое имя можно пересечь океан этого материального мира. Ты спросил меня на благо всего человечества, и для исполнения желаний всех я опишу сейчас этот день поста, очищающий весь мир. О Рама, этим днем является Вайсакха-шукла экадаши, выпадающий на двадаши. Он устраняет все грехи и его прославляют как Мохини-экадаши*.
Воистину, о Рама, благо этого экадаши освобождает из сетей илюзии удачливую душу, соблюдавшую его. Поэтому, если Ты хочешь избавиться от страдания, соблюдай в совершенстве этот благоприятный экадаши, устраняющий с пути все препятствия и избавляющий от несчастья. Милостиво выслушай как я опишу его величие, ибо даже просто слушая об этом благоприятном экадаши, избавляются от величайших грехов.
На берегу реки Сарасвати когда-то был чудесный город Бхадраве, и, которым правил царь Дьютиман. О Рама, этот стойкий, справедливый и очень умный царь родился в лунной династии. В его царстве жил купец по имени Дханапала, накопивший много зерна и денег. Он был также очень набожен. Он вырыл озера, воздвиг арены жертвоприношений и разбил красивые парки для блага всех жителей Бхадравати. Он был превосходным преданным Вишну и имел пять сыновей: Суману, Дьютимана, Медхави, Сукрити и Дхриштабудхи.
К несчастью, его сын Дхриштабудхи всегда был занят греховной деятельностью, спал с проститутками и общался о падшими людьми. Он наслаждался недозволенным сексом, азартными играми и многими другими видами чувственного удовлетворения. Он не уважал полубогов, брахманов, предков, старших и гостей семьи. Зловредный Дхриштабуддхи без разбора тратил добро отца, всегда ел недозволенную пищу и пил много вина. Однажды Дханапала, увидев Дхриштабуддхи идущим по дороге в обнимку с проституткой, выгнал его из дому.
Все родственники очень осуждали Дхриштабуддхи и сторонились его. После того, как он продал свои украшения и стал бедняком, проститутки также отвернулись от него и издевались над его нищетой. Теперь Дхриштабуддхи был полон беспокойства и, к тому же, голоден. Он думал:
Что мне делать? Что мне делать? Как поддержать себя?
Он стал воровать. Царские стражники поймали его, но узнав, что его отец — прославленный Дханапала, отпустили. Его ловили и отпускали много раз. Но в конце концов Дхриштабуддхи был пойман, закован в кандалы и избит. Избив его, царские управляющие сказали:
О злонамеренный! Нет тебе здесь места.
Однако отец освободил Дхриштабуддхи, который сразу же отправился в лесную чащу.
Он бродил по лесу, очень страдая от голода и жажды. В конце концов, для пропитания он стал убивать львов, оленей, кабанов и волков. В его руках всегда был наготове лук, а через плечо перекинут колчан с острыми стрелами. Также он убил и многих птиц: чакор, павлинов, канк и голубей. Без колебаний убивал он птиц и зверей, и грехи его день ото дня возрастали. В дополнение к своим предыдущим грехам он теперь погрузился в океан великого греха.
Дхриштабудхи всегда был несчастен и обеспокоен. Но однажды в месяц вайсакха силою какого-то доброго дела, совершенного в прошлом, он набрел на священный ашрам Каундиньи Муни. Великий святой только что совершил омовение в Ганге, и вода капала с него. Дхриштабудхи предоставилась великая удача дотронуться до этих капель, стекающих с одежд святого. Мгновенно Дхриштабудхи освободился от невежества и последствия его грехов уменьшились.
Выражая свое смиренное почтение Каундинье Муни, Дхриштабудхи со сложенными ладонями молил его:
О великий брахман, пожалуйста, расскажи, какое искупление могу я совершить. В своей жизни я сделал много греха, и теперь очень несчастен.
Великий риши ответил:
Сынок, слушай с большим вниманием. Выслушав меня, ты освободишься от всех грехов. В светлую половину месяце вайсакха наступит священный Мохини экадаши, обладающий силой уничтожать грехи такие огромные и тяжелые, как гора Сумеру, если последуешь моему совету и с преданностью будешь поститься в этот экадаши, который так дорог Господу Хари, ты освободишься от последствий всех грехов многих, многих жизней.
С огромной радостью выслушав эти слова, Дхриштабудхи пообещал поститься в Мохини экадаши в соответствии с указаниями святого.
О лучший из царей, о Рама, соблюдая полный пост в Мохини экадаши грешник Дхриштабудхи, непутевый сын купца Дханапалы, стал безгрешен. Впоследствии он обрел чудесный трансцендентный облик и беспрепятственно отправился в высшую обитель Господа на спине Гаруды, носящего Вишну. О Рама, день поста Мохини экадаши рассеивает тьму иллюзорной привязанности к материальному существованию. Поэтому, нет лучшего дня во всех трех мирах.
Господь Кришна завершил:
Итак, О Юдхиштхира, ни паломничество, ни жертвоприношение, ни милостыня не могут дать даже шестнадцатой части блага, полученного Моим искренним преданным, соблюдающим Мохини экадаши, слушающий же и изучающий величие Мохини экадаши достигает блага, равного раздаче в милостыню тысячи коров.
*Если священный пост выпадает на двадаши, в ведической литературе его все равно называют «экадаши». Кроме того, в Гаруда Пуране [1.125.6] Господь Брахма говорит Нараде Муни:
О брахман, этот пост надо соблюдать в полный экадаши, когда экадаши совпадает с двадаши и в три дня (экадаши, двадаши и трайодаши), но не в день, когда датами совпадает с экадаши.
Сегодня мы поведаем повествование о славе Падмини экадаши, экадаши светлой части дополнительного месяца (Пурушоттама) в високосном году, из Сканда-пураны.
Юдхиштхира Махараджа спросил:
О Джанардана, как называется экадаши светлой половины дополнительного месяца в високосном году? Как его правильно соблюдать? Пожалуйста, поведай мне это.
Всевышний Господь, Шри Кришна, сказал:
О Пандава, столь достойный хвалы экадаши светлой половины дополнительного месяца високосного года называется Падмини. Он очень благоприятен. Удачливые души, соблюдающие его с решимостью и верой, возвращаются в Мою обитель. Могущество этого экадаши дополнительного месяца в разрушении грехов сравнимо с Моим могуществом. Даже четырехголовый Господь Брахма не может должным образом прославить этот экадаши.
Давным-давно Господь Брахма рассказал Нараде об этом освобождающем, уносящем все грехи экадаши.
О царь, пожалуйста, слушай внимательно, как я поведаю тебе путь поста в Падмини экадаши, которому редко следуют даже великие святые.
Надо начинать поститься в дашами, за день до экадаши не есть урад дал, пинк дал, горох, шпинат, мед, морскую соль, а также не обедать в чужих домах и не пользоваться бронзовыми тарелками. Надо избегать этих восьми вещей. В дашами надо есть только один раз, спать на полу и воздерживаться от секса. В экадаши преданный должен встать рано утром, но не должен чистить зубы. Затем он должен тщательно омыться — если возможно, в местах паломничества. Воспевая священные гимны из Вед, он должен намазать свое тело коровьим навозом, смешанным с глиной, пастой из семян кунжута, травой куша и порошком из плодов амалаки. После этого преданный должен опять тщательно вымыться, после чего воспеть следующие молитвы:
“О священная глина, тебя сотворил Господь Брахма, очистил Кашьяпа Муни и поднял Господь Кришна в облике Варахи, воплощения в виде вепря. О глина, пожалуйста, очисть мою голову, глаза и конечности. О глина, я почтительно склоняюсь перед тобой. Будь добра и очисть меня, чтобы я мог поклоняться Всевышнему Господу Хари.
О навоз, ты обладаешь лечебными и антисептическими свойствами, потому что ты исходишь непосредственно из желудка нашей всеобщей матери, коровы. Ты можешь очистить всю Землю. Пожалуйста, прими мои смиренные поклоны и очисть меня.
О плоды амалаки, пожалуйста, примите мои смиренные поклоны. Вы родились из слюны Господа Брахмы, и вашим присутствием очистилась вся планета. Будьте добры и очистите конечности моего тела.
О Верховный Господь Вишну, о Бог богов, о владыка вселенной, о держащий раковину, диск, палицу и лотос, пожалуйста, позволь мне совершить омовение во всех священных местах паломничества”.
Произнося эти прекрасные молитвы, воспевая мантры Господу Варуне и медитируя на все места паломничества, расположенные по берегам Ганги, надо совершить омовение в любой воде, находящейся под рукой.
Затем, о Юдхиштхира, преданный должен вытереть свое тело, очистив рот, спину, грудь, руки и талию перед тем, как поклоняться Всевышнему Господу, одетому в ослепительные желтые одежды и дающему наслаждение всем существам. Этим преданный разрушит все свои грехи. После этого он должен повторить священную Гаятри мантру, совершить подношение своим предкам, затем войти в храм Вишну, чтобы поклоняться Нараяне, супругу Лакшми-деви.
Если возможно, преданный должен сделать мурти Радха-Кришны или Шива-Парвати из золота и подносить им чудесное преданное поклонение. Он должен наполнить медный или глиняный горшок чистой водой, смешанной с ароматическими веществами, накрыть горшок крышкой из ткани, а также золотой или серебряной крышкой, приготовив таким образом асану, на которой могут сидеть мурти Радха-Кришны или Шива-Парвати для поклонения.
В соответствии с возможностями, преданный должен затем поклоняться этим мурти с ароматными благовониями, яркой лампой на гхи, пастой из сандалового дерева, а также камфорой, мускусом, кункумой и другими ароматическими веществами, а также отборными благоухающими цветами, такими как белый лотос и другими, согласно сезону, а также поднести прекрасно приготовленную пищу. В этот особенный экадаши преданный должен петь и танцевать в экстазе перед Божеством. Он должен избегать праджалпы всех видов и не должен также беседовать или касаться человека низкого рождения или женщины в период менструации. В этот день он должен особенно тщательно стараться говорить только правду, и не должен никого критиковать перед Божеством Господа Вишну, ни брахманов, ни духовного учителя. Скорее, он должен с другими преданными слушать, как вайшнавы читают о славных делах Господа Вишну из Пуран. Не надо пить или даже прикасаться губами к воде в экадаши, а тот, кто не может выполнять это предписание, должен пить только воду или молоко. В противном случае пост считается прерванным. Надо бодрствовать всю ночь, петь и играть на музыкальных инструментах для трансцендентного удовольствия Верховной Личности.
В течение первой четверти ночи в экадаши преданный должен предложить своему почитаемому мурти немного мякоти кокосового ореха, во время второй — плоды бел, во время третьей — апельсин, а когда ночь будет подходить к концу — немного ореха бетеля. Бодрствуя первую часть ночи в экадаши, преданный получает такую же награду, как если бы он совершал Агништома-ягью. Бодрствуя в течение второй части ночи, преданный получает награду, как если бы он совершил Ваджапея-ягью. Бодрствуя третью часть ночи, преданный получает награду, сравнимую с совершением Ашвамедха-ягьи, а тот, кто бодрствует всю ночь, обретает все вышеперечисленные блага, а также великое благословение, получаемое совершением Раджасуйя-ягьи.
Нет лучшего дня поста в году, чем Падмини экадаши. Ничто не может даровать такую награду как он, будь то огненное жертвоприношение, здание, образование или аскетизм. Безусловно, тот, кто соблюдает этот священный пост в экадаши, получит все блага, достигаемые омовением во всех местах паломничества мира.
После бодрствования в течение ночи, преданный должен на рассвете совершить омовение, затем тщательно поклоняться Мне. Потом он должен накормить достойного брахмана и с почтением дать ему мурти Господа Кешавы и горшок, наполненный чистой ароматной водой. Такой дар будет гарантировать преданному успех в этой жизни и освобождение в будущей.
Господь Кришна продолжал:
О безгрешный Юдхиштхира, отвечая на твои вопросы, Я описал правила и предписания, а также благословения экадаши светлой части дополнительного месяца високосного года. Пост в этот день Падмини дарует благо, равное обретаемому постом во все остальные экадаши. Экадаши темной половины дополнительного месяца високосного года, называющийся Парама экадаши, так же могущественен в уничтожении грехов, как и Падмини. Теперь, пожалуйста, внимательно слушай, как Я поведаю тебе чудесное повествование об этом священном дне. Пуластья Муни однажды рассказал эту историю Нарададжи.
Пуластье Муни как-то случилось спасти Равану из тюрьмы Картавирьярджуны, и, услышав об этом, Нарада Муни спросил своего друга:
О величайший из мудрецов, ведь Равана победил всех полубогов, включая Господа Индру; как же смог Картавирьярджуна повергнуть Равану, который так искусен в сражении?
Пуластья Муни ответил:
О великий Нарада, в Трета-югу в династии Хайхайя принял рождение Картавирья (отец Картавирьярджуны). Его столицей был город Махишмати, и было у него тысяча цариц, которых он очень любил. Однако ни одна из них не могла родить ему сына, которого он так сильно желал. Он совершал жертвоприношения и поклонялся полубогам и предкам, но из-за проклятия некоторых мудрецов, был неспособен родить сына — а без сына царь не радовался своему царству, так же как голодный никогда не может по-настоящему наслаждать свои чувства.
Царь Картавирья тщательно рассмотрел свое положение, а затем решил совершить суровую аскезу, для того, чтобы достичь своей цели. Он одел набедренную повязку из коры, отрастил волосы и передал управление царством своим министрам.
Одна из цариц, Падмини рожденная в династии Икшваку, лучшая из женщин, дочь царя Харишчандры, — увидела, как царь уходит. Так как она была целомудренной женщиной, то почувствовала, что ее обязанность — следовать по пятам своего возлюбленного мужа. Сбросив все царственные украшения со своего пре- красного тела, и надев на себя кусок ткани, она последовала в лес за своим мужем.
В конце концов Картавирья достиг вершины горы Гандхамадана, где подверг себя суровой аскезе в течение десяти тысяч лет медитируя и молясь Господу Гададхаре, владеющему палицей. Но он так и не получил сына. Видя своего дорогого мужа истощенным до костей и кожи, Падмини нашла решение проблемы. Она пришла к деве Анасуйе. С величайшим почтением Падмини сказала:
О величайшая женщина, мой дорогой муж, Картавирья, подвергает себя суровой аскезе в течение последних десяти тысяч лет, но Господь Кешава, единственный, кто может уничтожить все предыдущие грехи и теперешние трудности, все еще не смилостивился над ним. О самая удачливая, пожалуйста, назови день поста, соблюдая который, мы можем удовлетворить Всевышнего Господа нашей преданностью, которая так велика, что Он наградит меня прекрасным сыном, который будет править миром как император.
Услышав слова Падмини, которая была очень целомудренна и предана своему мужу, великая Анасуйя ответила ей очень ободряюще:
О великолепная, лотосоокая женщина, обычно в году двенадцать месяцев, но после каждых тридцати двух месяцев добавляется еще один, и два экадаши, выпадающие на этот месяц, называются Падмини экадаши и Парама экадаши. Они выпадают на двадаши в светлую и темную часть месяца соответственно. Ты должна поститься в эти дни и бодрствовать всю ночь. Если ты сделаешь так, то Верховная Личность Бога, Хари, пошлет тебе сына.
О Нарада, так Анасуйя, дочь мудреца Кардамы, объяснила силу этих экадаши. Выслушав ее, Падмини с верой последовала предписанным правилам, чтобы иметь сына. Падмини постилась, не употребляя даже воды, и бодрствовала всю ночь, воспевая славу Господу и танцуя в экстазе. Господь Кешава был очень доволен ее преданностью и появился перед ней, сидя на спине великого Гаруды. Господь сказал:
О прекрасная, ты доставила Мне очень большое удовольствие, постясь в экадаши дополнительного месяца. Пожалуйста, проси меня о благословении.
Услышав эти великие слова владыки всей вселенной, Падмини вознесла Всевышнему Господу преданные молитвы и попросила Его о сокровенном делании своего мужа. Господь Шри Кришна удалился со словами:
О кроткая женщина, Я очень счастлив с тобой, так как нет для Меня месяца дороже, чем этот, а те экадаши, которые приходятся на этот месяц, наиболее дороги Мне. Ты следовала указаниям Анасуйи в совершенстве, поэтому Я сделаю все, чтобы угодить тебе. Ты и твой муж получите такого сына, какого желаете.
Затем Господь, избавляющий мир от горя, сказав царю Картавирье:
О царь, проси меня о любом сокровенном желании своего сердца, и Я его выполню, так как твоя дорогая жена доставила Мне огромное наслаждение.
Царь был очень рад услышать это. Естественно, он попросил сына, которого желал так долго:
О владыка вселенной, о убивший демона Мадху, милостиво подари мне сына, который никогда не будет убит ни полубогами, ни людьми, ни змеями, ни демонами, ни духами, которого сможешь одолеть только Ты.
Всевышний Господь сразу же сказал: “Да будет так!”, — и удалился.
Царь был очень доволен женой и возвратился с ней во дворец. Падмини вскоре забеременела, и сын, сильнорукий Картавирьярджуна появился на свет. Он был самым сильным во всех трех мирах, поэтому даже десятиглавый Равана не смог победить его в битве. Кроме Господа Нараяны, который держит диск, булаву и другие символы в своих руках, никто не мог победить его. Он обладал этими качествами благодаря своей матери, которая очень строго и с верой соблюдала экадаши, поэтому и смог победить ужасного Равану. Это не удивительно, о Нарададжи, так как Картавирьярджуна был благословением Верховной Личности Бога. С этими словами Пуластья Муни ушел.
Всевышний Господь, Шри Кришна, завершил:
О безгрешный Юдхиштхира, так как ты спросил Меня, Я объяснил тебе силу этого особенного экадаши. О лучший из царей, тот, кто соблюдает этот пост, несомненно достигнет Моей личной обители. И если ты захочешь исполнения своих желаний, то должен делать то же самое.
Выслушав эти слова своего возлюбленного Кешавы, Дхармараджа (Юдхиштхира) наполнился радостью, а когда пришло время, с преданностью соблюдал Падмини экадаши.
Сута Госвами подытожил:
О мудрый Шаунака, я объяснил тебе все об этом благоприятном экадаши. Каждый, кто с преданностью постится в экадаши дополнительного месяца високосного года, тщательно соблюдает регулирующие принципы, прославится и счастливо последует обратно к Богу. А тот, кто просто слушает или читает об этом экадаши, также получит великое благо и безусловно достигнет обители Господа Хари.