Дорогие вайшнавы и уважаемые друзья!
Приглашаем Вас на празднование дня явления Господа Баларамы 26 августа в храм.
Пост до полудня.
ШРИ БАЛАРАМА-ДХЬЯНА
(мантра для медитации на Господа Балараму из "Гарга-самхиты")
спхурад-амала-киритам кинкини-канканархам
чалад-алака-каполам кундала-шри-мукхабджам
тухина-гири-маногйам нила-мегхамбарадхйам
хала-мушала-вишалам кама-палам самиде
Слава Господу Балараме, увенчанному сияющей короной, украшенному браслетами и колокольчиками, чьи локоны ниспадают на щеки! Серьги озаряют Его лицо, прекрасное, словно лотос. Его темные одежды цветом напоминают свинцовые грозовые тучи. Хранитель трансцендентного желания, Он держит мушалу и плуг. Заснеженная, сияющая на солнце горная вершина отдаленно напоминает Его красоту.
Кришна является Верховной Личностью Бога, причиной всех причин, источником всего существующего, из которого исходят все остальные проявления, все энергии. И ради своего трансцендентного наслаждения, Господь распространяет Себя в разные формы. Все различные проявления Господа являются Его воплощениями, либо воплощениями Его воплощений, но Кришна является изначальной Верховной Личностью Бога. И все эти воплощения проявляются тогда, когда Господь приходит, чтобы помочь Своим преданным и когда атеисты становятся слишком могущественными.
Смысл существования всего сущего просто в том, что всё это является игрой Бога. В «Бхагавад-гите» (10.8) Кришна говорит :
«Я – источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем».
Весь смысл существования духовного мира – в любовных взаимоотношениях с Кришной. А смысл существования материального мира состоит в том, чтобы исправить те живые существа, которые отвернулись от духовности, и вернуть их обратно домой к Богу. Таким образом, продвижение божественной любви является единственным смыслом как духовного, так и материального мира.
Весь мир - это несмолкающая симфония. Это вечный гимн вечной любви Радхи и Кришны. Это неисчерпаемое великолепие и неиссякаемая забота Баларамаджи, чья адхара-шакти проявляет и поддерживает обе реальности - духовную и материальную.
Господь являет Себя в бесчисленных формах, включая также живые существа. И как различные инкарнации, Он проявляет Себя полностью или частично. И самая первая экспансия Кришны – это Баларама. Он помогает Господу в Его вечных играх. Его называют – вайбхава-пракаша.
Имеется ввиду, что в этом проявлении есть лишь незначительные изменения. Нет никакой разницы между Кришной и Баларамой. Точно также, как Кришна является Верховным Господом, так и Баларама является Верховным Господом. Он так же красив, как и Кришна.
В детстве Оба (Кришна и Баларама) были опьянены одинаковыми чувствами. Они сидели на одном стуле, ели вместе и спали вместе. Они делали одинаковые вещи, играли в одинаковые игры и Оба радовали Своих отца и мать.
Они мягко ступали, нежно говорили и двигались очень привлекательно. Их нежные маленькие тела, в обществе других детей, сияли как молодая Луна и молодое Солнце.
Они Оба были очень сильны и выглядели, как два олицетворения Камадева в белом и синем телах. Они воспитывались одним отцом и всегда наслаждались вкусами детских игр. На самом деле Балабхадра и Кану (Баларама и Кришна) были как единый жизненный воздух.
Разница заключается лишь в том, что цвет тела Кришны напоминает цвет грозовой тучи, а у Баларамы - подобен цвету весенней белой тучи. В «Ананга-манджари-сампутике» говорится: «Очарованный цветом кожи Кришны, Баларама окрашивает небеса в синеватый цвет». Поэтому мы видим небеса красивого синего цвета. Кришна играет на флейте, а Баларама играет на буйволином рожке. И у Баларамы есть то, что называется абхиман, т.е. Он думает о Себе, как о слуге Кришны. В остальном нет никакой разницы.
Вечный спутник и верный слуга
Итак, Баларама - это первая экспансия проявления Кришны. Он является Высшей Личностью, служащей Богу. Хотя Баларама сам является Богом, он всегда находится в служении Богу. И Его служение состоит в том, чтобы обеспечивать бесконечное количество наслаждений, которыми наслаждается Сам Кришна.
Затем Баларама сам распространяет себя с помощью своей энергии и превращается в Голоку Вриндавану. Чинтамани-дхама - это место, где все деревья являются «деревьями желаний», где пасутся коровы, дающие неограниченное количество молока, и где вода подобна нектару. И где каждая пылинка более драгоценна, все самые дорогие бриллианты во Вселенной. И эта земля поддерживается энергий Господа Баларамы. Он также проявляется как кровать Господа, как украшения Господа, он становится троном, на котором восседает Господь. Он является высшим повелителем всех повелителей - и Он находит своё высшее счастье и предназначение просто в служении. Таков Шри Баларамаджи. Его служение всепронизывающе во всех материальных и духовных мирах.
На Голоке Вриндаваны Шри Баларамаджи совершенным образом служит Господу во всех четырёх расах одновременно:
Он действует в качестве слуги Кришны: иногда он выполняет приказы Кришны; иногда он массажирует ноги Кришны; иногда омахивает Его опахалом, когда жарко. Он также совершенным образом играет роль друга-пастушка (в сакхья-расе). Он является Его трансцендентным партнером во всех Его развлечениях. Вместе они крадут масло, вместе пасут коров и телят. Иногда Кришна и Баларама играют на флейтах; бывает, Они бросают веревки и камни для того, чтобы достать с деревьев фрукты, а порой используют для этого только камни; временами, позванивая ножными колокольчиками, братья играют в «футбол» плодами амалаки. Иной раз Кришна и Баларама накрываются шерстяными одеялами и подражают быкам или борются друг с другом, громко рыча; случается, Они подражают голосам животных.
Но чаще всего братские чувства Баларамы смешаны с настроением служения (дасья-раса) или родительской привязанностью (ватсалья-раса). В настроении ватсалья-расы Шри Баларама иногда защищает или отчитывает Кришну на правах старшего. Он всегда следит за благополучием Кришны.
Чтобы служить Кришне в Его сокровенных супружеских развлечениях (в мадхурья-расе), Господь Баларама проявляет Себя Анангой Манджари, которая носит прекрасную одежду цвета голубого лотоса. Она особенно дорога Лалите и Вишакхе. Эта самая прелестная и красивая гопи, цветом лица напоминающая весенний цветок кетаки, приходится Шримати Радхарани младшей сестрой.
Таким образом, Баларамаджи является высшей личностью, служащей Богу. Его единственное устремление состоит в том, чтобы вечно удовлетворять Кришну.
Великий и могучий
«Эти два Господа, Кришна и Баларама, оба являются семенем и чревом вселенной, творцом и его творящей потенцией. Они входят в сердца живых существ и управляют их обусловленным сознанием. Они являются изначальным Всевышним». (Шримад Бхагаватам, 10.46.31)
Для служения Кришне Господь Баларама проявляет свою экспансию Маха Санкаршаны. Маха Санкаршана - это форма Господа, которая поддерживает бесчисленные планеты Вайкунтхи. Затем он распространяет Себя в Ананта Шешу. Ананта Шеша держит на своих бесчисленных капюшонах все материальные вселенные, всё космическое проявление. Всё это различные проявления Господа в Его играх, проявления этого Творения. Такие формы, как Маха Вишну, Каранадакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну, Ананта Шешу - все эти экспансии, которые исходят из Господа Баларамы.
«Там, в духовном мире, Баларама в Своей ипостаси, которую именуют Маха-Санкаршаной, является прибежищем всей духовной энергии. Он – первопричина всего сущего, начало всех начал. Одно из проявлений духовной энергии называется «чистой благостью» (вишуддха-саттвой). Чистая благость повсюду царит на планетах Вайкунтхи. Шесть совершенств Господа полностью духовны. Знайте, что все они суть проявление богатств Санкаршаны. Существует также пограничная энергия, именуемая дживой. Маха-Санкаршана – прибежище всех джив. Санкаршана – это изначальное прибежище пуруши, из которого материальный мир возникает и в которого он входит после своего уничтожения. Этот Санкаршана, трансцендентная чистая благость, являет Собою частичную экспансию Нитьянанды-Баларамы». («Чайтанья-чаритамрита»).
Милостивый и преданный
Почему Кришна приходит в этот мир? В сущности, по одной причине - для того, чтобы оказать беспричинную милость своим детям, которые некогда отвергли Его, для того, чтобы избавить нас от наших страданий и пробудить нашу изначальную блаженную жизнь.
Господь появился как Шри Рама - и Баларамаджи проявился как Лакшман. Исключительным стремлением в жизни Лакшмана было только служение Шри Раме. Когда Шри Рама был ребенком, Лакшман всегда был рядом и был готов оказать ему любую помощь. Когда Шри Рама уходил в изгнание в лес на 14 лет, Лакшман не был обязан следовать за ним. Но по своей воле он добровольно принял жизнь отшельника и сопровождал Господа Шри Раму в лесу в течение всех этих 14 лет. Его служение Шри Раме и Сите было настолько совершенным - он совершал все простые виды служения: делал для них шалаши из соломы, он собирал еду и приносил им, он собирал дрова, чтобы они могли согреться у костра, а ночью спал рядом с их хижиной и охранял их от диких животных. Говорится, что за 14 лет Лакшман никогда не спал, у него просто не было времени - настолько энтузиастичным он был в своем служении.
Изначальный духовный учитель
Во всех Своих ипостасях Баларама наслаждается духовным блаженством, служа Кришне. Именно Он есть Господь Нитьянанда, спутник Господа Гаурасундары. Изначальный Господь, Кришна, явился в Навадвипе в образе Господа Чайтаньи, а Баларама пришел с Ним в образе Господа Нитьянанды. Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда неотличны от Кришны и Баларамы. Точно также, как Господь Баларама помогает Господу Кришне в Его играх в духовном мире, тот же самый Баларама является Нитьянандой и Он является изначальным духовным учителем.
Шрила Прабхупада открывает нам знание о могуществе и милости Господа Баларамы:
«Меч знания дает Кришна, и когда человек служит гуру и Кришне, держа этот меч, Баларама дает такому человеку силу. Баларама - это Нитьянанда; человек должен принять меч знания от Кришны и получить силу от Баларамы. Поэтому мы поклоняемся Кришне-Балараме во Вриндаване».
К Верховной Личности Бога можно приблизиться только тогда, когда человек имеет балу - духовную силу. Бала - это не физическая сила. Никто не способен достичь совершенства на основе физической силы. Человеку необходима духовная сила, которую способен вдохнуть Господь Баларама. Он представляет собой духовную силу. Поэтому Господь Нитьянанда Прабху также является воплощением Баларамы - изначальным духовным учителем. И духовный учитель является представителем Баларамы, Верховной Личности Бога, которая дает духовную силу.
Этот бала - Баларама - приходит вместе со Шри Чайтаньей Махапрабху, и оба Они очень милостивы: в век Кали любой может укрыться под сенью их лотосных стоп. Они приходят именно для того, чтобы спасти падшие души, родившиеся в этот век. Так что человек должен принять меч знания от Кришны и милостью Баларамы обрести силу. Вот почему во Вриндаване мы поклоняемся Кришне-Балараме.
В «Мундака-упанишад» (3.2.4) сказано :
«Невозможно достичь цели жизни без милости Баларамы»
Поэтому Шри Нароттама дас Тхакур говорит нам:
«Тому, кто обрел милость Баларамы, Нитьянанды,
совсем нетрудно достичь лотосных стоп Радхи и Кришны»
Если у человека нет связи с Нитаем, Баларамой, то каким бы гьяни, знатоком писаний, он ни был и в какой бы почтенной семье он ни родился, это не принесет ему никакой пользы. Самое важное - победить в себе врагов сознания Кришны с помощью силы, полученной от Баларамы.
Мы поклоняемся Господу Балараме - Нитьянанде, как изначальному источнику духовной силы, как изначальному духовному учителю. И мы молимся Им, в особенности в этот День Явления о том, чтобы всегда обладать духовной силой. И чтобы мы могли на основе этого преодолеть все препятствия, не дающие нам осознать Кришну в Его вечной обители - Голоке Вриндаване.
Верховный Господь милостиво проявляется во многих-многих Своих проявлениях ради нашего блага. И сегодня мы поклоняемся Господу в ДЕНЬ ЕГО ЯВЛЕНИЯ как Господу Балараме.
Слава Шри Шри Кришна-Баларама!!!
Да пребудут с нами благословения и милость Бхагавана Баларамы!