Воспоминания Е.М. Кришнананды прабху о Шримати Анандини: Кришна благодарен. Он не забывает того, что человек сделал для Него. Он позаботится о его посмертной судьбе. А с другой стороны, Шрила Прабхупада говорил, что за проповедником лично придет Господь Чайтанья и нейтрализует все недостатки этого проповедника. Шримати Анандини оставалась проповедником до последних своих дней и очень много сделала для Движения Господа Чайтаньи в нашей стране. Она присоединилась к Движению в самый разгар преследований кришнаитов в СССР — в 1985 году — с риском для жизни проповедовала в те годы. Она — автор первых переводов книг Шрилы Прабхупады на русский язык. Будучи профессиональной переводчицей, она чувствовала недостатки первых русских переводов и поэтому с большим энтузиазмом их редактировала. Она занималась этой деятельностью до последних своих дней — в том числе, она участвовала в издании на русском языке книг ее гуру, Шрилы Радханатхи Махараджа. В подпольные годы у нее было важное служение — прием высоких гостей. Достаточно рано к нам стали приезжать ученики Шрилы Прабхупады из-за рубежа, и многие из них жили у нее в квартире. Когда Движение в нашей стране было официально зарегистрировано в 1988 году, Шримати Анандини также проявила героический энтузиазм, участвуя во всех харинамах и в первых Ратха-ятрах, проходивших в разных местах в нашей стране. Она была первой старшей матаджи в Москве. Она всегда хотела, чтобы в Москве был ашрам брахмачарини и много для этого сделала, но исторически первой старшей матаджи в Московском обществе сознания Кришны была назначена другая преданная. Однако, по требованиям брахмачарини, это служение опять передали Шримати Анандини. Многие сейчас уже старшие вайшнави обязаны ей своим сознанием Кришны — причем далеко не только в Москве. Значительной была роль Шримати Анандини в создании Института Бхактиведанты в Москве. Фактически этот проект, который является исполнением прямого указания Шрилы Прабхупады о проповеди в научной среде, был начат усилиями трех преданных, из которых один — это Шримати Анандини. Ее проповедь в научных городках до сих пор помнят преданные, которые благодаря ей там возникли. Наконец, нельзя не упомянуть ее успешную проповедь в высших эшелонах власти в СССР. У нее были совершенно особенные отношения со Шрилой Прабхупадой. Она начала свой духовный поиск в среде первых преследуемых советских йогов, и в этой среде ей впервые явился Шрила Прабхупада. Это был очень яркий мистический опыт, благодаря которому она легко его узнала по первым подпольным изданиям его книг. И верность Шриле Прабхупаде она пронесла через всю свою жизнь, что помогло ей пережить все те потрясения, которые выпали на долю Движения сознания Кришны в нашей стране. Ее вера в Шрилу Прабхупаду и стремление продолжать его миссию не колебались никогда. У меня была возможность общаться с Шримати Анандини до ее последних дней — правда, в основном, по телефону. Из этих наших, как правило, длительных телефонных переговоров я мог констатировать, что ее сознание Кришны нисколько не убывало, несмотря на явное убывание телесных возможностей. Она всегда оставалась вайшнави — очень требовательной к себе и требовательной к другим. Когда человек настолько требователен к себе, как она, то у него есть право быть требовательным и к другим также. Ее квартира — это храм. Там она до последних дней поклонялась Божествам, которые поселились в этой квартире лет 30 назад. Там же живет долгожительница — Туласи. Там же находится огромная библиотека Шримати Анандини. Ее жажда до литературы сознания Кришны никогда не насыщалась — она всегда у меня просила все новинки этой литературы на английском языке. В свое время я попросил брахмачари Ашрама Бхактиведанты поехать к Шримати Анандини и записать ее воспоминания. Они хорошо провели интервью, а когда вернулись сразу попросили меня устроить им возможность еще раз побывать, потому что атмосфера квартиры уникальна. Я уверен, что, если человек оставляет тело в такой атмосфере, можно не волноваться о его посмертной судьбе. Шримати Анандини ки — джай! Ваш слуга Кришнананда дас |