Поздравяем Вас с Днем явления Господа Ваманадева! Шри Ваманадева ки - джай!
Господь Ваманадева появился в этом мире из лона Адити, держа в руках раковину, диск, булаву и лотос. Цвет Его тела был темным, и Он был облачен в желтые одежды. Господь Вишну явился в благоприятное время: в день Шравана-Двадаши, когда взошла звезда абхиджит. В это время во всех трех мирах (в том числе на высших планетах, в космическом пространстве и здесь, на Земле) Полубоги, коровы, Брахманы и даже времена года, радуясь явлению Господа, преисполнились счастья. С тех пор этот благоприятный день называют виджаей.
Подробнее о явлении Господа Ваманадева можно прочитать, перейдя по ссылке: http://krishna.kz/ru/content/yavlenie-gospoda-vamanadeva
9 сентября начинается третий месяц Чатурмасьи, который называется Ашвина. В третий месяц Чатурмасьи - пост на молоко. Предлагаем Вам информацию о соблюдении Чатурмасьи.
Чатурмасья - это четыре месяца подряд, которые особо посвящены Господу, в это время преданным следует соблюдать хотя бы основные правила, изложенные ниже.
В течение всей чатурмасьи нельзя употреблять: баклажаны, помидоры, локи, пармал (потол), урад-дал и мёд [локи и пармал (потол) - индийские овощи].
В 1-й месяц чатурмасьи нельзя употреблять: любые листья - шпинат, салат, любую капусту, петрушку, укроп, кинзу, карри, а также порошки из сушеных листьев.
Во 2-й месяц: йогурт (если йогурт необходим вам для здоровья, разбавляйте его водой).
В 3-й месяц: молоко (если вам без него нельзя, капните в него чуть-чуть лимона).
В 4-й месяц: кунжут, горчицу и горчичное масло.
Примечание: Если в первый месяц чатурмасьи кому-то сложно отказаться от капусты (например, по состоянию здоровья или если в данной местности мало других овощей), то можно не воздерживаться от нее. То же самое касается помидоров.
Ниже приводится информация о Чатурмасье, в форме вопросов, которые задают ученикам Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады - их ответов:
Важность чатурмасьи
Варшабханави-деви даси
Вопрос: Важно ли соблюдать пост во время чатурмасьи?
Ответ: Это часть вайшнавской традиции. Считается, что Господь Вишну отдыхает в эти четыре месяца. Чтобы выразить свое уважение, все ачарьи, а также и Шрила Прабхупада, соблюдали, по крайней мере, минимальный пост. Дополнительно можно совершать больше аскез.
В «Хари-бхакти-виласе» говорится, что все цивилизованные люди должны соблюдать чатурмасью. В эти месяцы Господь отдыхает, и каждый месяц Он переворачивается с одного бока на другой. Поэтому для каждого месяца есть свои основные ограничения.
В «Падма-пуране» приводится больше информации о чатурмасье, в том числе и о благах, что человек получает, соблюдая различные виды поста. Например, если в течение четырех месяцев человек не употребляет в пищу соль, то он получает красивый голос. Если кто-то хочет стать хорошим певцом, он может совершать эту врату.
Последний месяц чатурмасьи, Дамодара (Карттика), очень важен для усиления нашей преданности Господу Шри Кришне.
Основные правила чатурмасьи
Фернандо Диас
Вопрос: Обязательно ли соблюдать чатурмасью? Каковы результаты соблюдения и несоблюдения этого поста?
Ответ: В книгах и лекциях Шрила Прабхупада говорил, что в ИСККОН мы должны следовать чатурмасье. Он сказал, что нужно воздерживаться всего лишь от четырех видов пищи в течение четырех месяцев (по виду на месяц): от шпината, йогурта, молока и урад-дала.
Шрила Прабхупада не соглашался с идеей о том, что преданные не соблюдают аскезу полностью, но при этом позволяют себе отращивать волосы.
Его Божественная Милость свел к минимуму практику отращивания бороды во время чатурмасьи, которой придерживались в Гаудия Матх, не соблюдая при этом строгих ограничений в диете, которым обычно нужно следовать, чтобы оправдать отращивание волос.
Недавно я ввел соблюдение чатурмасьи в Майяпуре, и Видван Гауранга дас дал мне список цитат Шрилы Прабхупады о чатурмасье. Шрила Прабхупада говорил, что мы должны следовать четырем основным правилам.
Насколько я знаю, Шрила Прабхупада тоже соблюдал эти ограничения во время чатурмасьи.
Может быть, это не самый важный аспект сознания Кришны, но мы должны соблюдать эти ограничения. Согласно пуранам и самхитам несоблюдение чатурмасьи является одной из причин того, что человек попадает в ад.
Однажды, когда один преданный строго соблюдал чатурмасью, Шрила Прабхупада сказал, что результатом этой аскезы в преданном служении будет то, что этот преданный прославится, и его проповедь будет расширяться.
Также Шрила Прабхупада говорил, что гораздо важнее путешествовать и проповедовать, чем оставаться в одном месте и соблюдать обеты чатурмасьи. Лично он путешествовал и проповедовал во время чатурмасьи.
Я тоже путешествую и проповедую во время чатурмасьи, следуя по стопам Его Божественной Милости.
Как соблюдать чатурмасью
Бхакта Брайан:
Вопрос 1: Каково значение чатурмасьи?
Ответ: Это ежегодная аскеза, и Веды предписывают каждому человеку соблюдать ее. Она соответствует тому времени, когда Господь Вишну отдыхает в течение четырех месяцев.
Вопрос 2: Если нам не обязательно соблюдать чатурмасью, то будет ли для нас неправильно, если мы станем соблюдать ее, считая это усилиями, которые помогут нам больше приблизиться к Кришне?
Ответ: Обязательно следовать, по крайней мере, четырем основным предписаниям.
Вопрос 3: Как правильно соблюдать чатурмасью?
Ответ: В первый месяц нельзя есть шпинат, во второй – йогурт, в третий – молоко, в четвертый – урад-дал (не вегетарианцам нельзя есть невегетарианскую пищу).
Если человек хочет совершать дополнительные аскезы, то есть больше десяти видов аскез, таких как запрет на молоко, запрет на соль, употребление в пищу только хавасанны (кичри без соли и специй) и т.д.
Вопрос 4: Почему запрещается брить бороду?
Ответ: Если человек соблюдает полный пост, то он также должен стричься и бриться не чаще одного раза в два месяца.
Молочные сладости во время чатурмасьи
Тарини Радха деви даси
Вопрос: Должны ли мы во время чатурмасьи воздерживаться от молочных сладостей (с зерновыми или без) и творога?
Ответ: Запрещается пить только молоко. Любые производные молока, такие как йогурт, сыр, творог, молочные сладости, бурфи, можно есть. Мороженое, которое является просто замороженным молоком, употреблять нельзя. Даже сладкий рис, кашу из тапиоки и крахмальную кашу можно есть, так как эти продукты в процессе приготовления перестают быть чистым молоком. В этот месяц вечером я ем горячую кашу из тапиоки в качестве заменителя молока.
Случайное прерывание поста
Чайтанья Хари дас
Вопрос: Я соблюдал пост на протяжении последних трех месяцев. Вчера, во время одной программы на Нама-хатте раздавали какое-то блюдо с урад-далом. Это ускользнуло от моего внимания, и я съел это блюдо.
Что теперь произойдет с моим постом?
Он по-прежнему имеет силу? Что мне делать?
Ответ: Если человек случайно прерывает пост, он должен молить о прощении, а затем продолжать соблюдать пост до его окончания.
Если человек прерывает пост во время чатурмасьи, он может совершить пост в течение последних пяти дней месяца Дамодара с экадаши до полнолуния в пурниму, который называется Бхишма-панчака. Благодаря строгому соблюдению поста в эти пять дней можно обрести результат соблюдения всего четырехмесячного поста.
Бхишма-панчака
Вопрос: Что такое Бхишма-панчака и как мы должны ее соблюдать? Будет ли достаточно соблюсти ее, если мы не постились все четыре месяца чатурмасьи?
Ответ: Я не говорю, что вы не должны соблюдать чатурмасью, человек должен следовать, по крайней мере, минимальному стандарту. Однако говорится, что благодаря соблюдению Бхишма-панчаки человек может обрести результаты соблюдения всей чатурмасьи и даже больше.
Есть три способа соблюдения Бхишма-панчаки. Человек должен соблюдать пост с экадаши до захода солнца в пурниму одним из следующих способов:
1) хавасанна (кичри с овощами без соли и специй);
2) фрукты и коренья (нельзя есть фрукты, в которых содержится много семян);
3) панча-гавья (в первый день – коровий навоз, во второй – коровья моча, в третий – йогурт, в четвертый – молоко, в пятый – пять продуктов коровы, смешанные вместе).
Человек должен совершать омовение в Ганге или в священной реке (если это нельзя сделать физически, то нужно делать это в медитации) и затем предлагать тарпану Бхишмадеве со словами ом бхишмадевас триптатам.
Нужно вставать рано утром, поклоняться Господу и повторять мантру Харе Кришна на четках и в киртане. Это вкратце.
Цитата из «Падма-пураны»
Бхакта Жан Маре
Для тех, кто любит ссылки. В «Падма-пуране» (Патала-кханда, 79.51) говорится:
шраване варджайет шакам дадхи бхадрападе тйаджет
ашвине маси дугхам ча картика ча ‘мисам тйаджет
«В месяц Шравана (июль-август) следует воздерживаться от употребления в пищу лиственных овощей, в месяц Бхадра (август-сентябрь) – йогурта, в месяц Ашвина (сентябрь-октябрь) – молока, а в месяц Картика (октябрь-ноябрь) нужно избегать продуктов, богатых протеином, таких как дал».
Амисам означает «невегетарианское». Поэтому перевод должен быть таким: «В месяц Картика (октябрь-ноябрь) нужно избегать употребления в пищу невегетарианских продуктов (включая богатые протеином продукты, такие как дал)».
Цитаты о Чатурмасье из книг и писем Шрилы Прабхупады
Цитаты, собранные Видван Гауранга дасом
«Нектар преданности», глава девятая:
«Обряд чатурмасьи соблюдается в течение четырех месяцев сезона дождей в Индии (приблизительно с июля по октябрь), начиная с месяца Шравана.
В течение этих четырех месяцев святые люди, которые в другое время обычно путешествуют, распространяя сознание Кришны, остаются в одном месте, как правило, в каком-нибудь месте паломничества.
В это время действуют особые правила и ограничения, которых нужно строго придерживаться. В «Сканда-пуране» говорится, что тот, кто в это время обходит храм Вишну, по меньшей мере, четыре раза, считается обошедшим всю вселенную.
Человек, обошедший храм в это время, приравнивается к повидавшему все святые места по всему течению Ганги.
Соблюдая регулирующие принципы чатурмасьи, такой человек быстро поднимается на уровень преданного служения».
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 4.169:
«В конце лета Мадхавендра Пури вернулся в Джаганнатха Пури, где он с большим удовольствием оставался в течение всего периода чатурмасьи».
КОММЕНТАРИЙ: Период чатурмасьи начинается в месяце Ашадха (июнь-июль) в день экадаши, который называется Шаяна-экадаши, во время растущей луны. Заканчивается чатурмасья в месяце Картика (октябрь-ноябрь) в день экадаши, который называется Уттхана-экадаши, во время растущей луны. Этот период продолжительностью четыре месяца называется чатурмасья.
Некоторые вайшнавы соблюдают его с полнолуния Ашадхи до полнолуния Картики. Это также составляет четыре месяца. Этот период, рассчитанный по лунному календарю, называется чатурмасья, но другие тоже соблюдают чатурмасью, только по солнечному календарю со Шраваны до Картики.
Весь этот период, по лунному или по солнечному календарю, выпадает на сезон дождей. Чатурмасью должны соблюдать все слои населения. Не имеет значения, грихастха человек или санньяси. Соблюдение чатурмасьи обязательно для всех ашрамов.
Истинная цель этого обета, соблюдаемого в течение этих четырех месяцев, заключается в том, чтобы свести к минимуму количество чувственных удовольствий. Это не очень трудно. В месяц Шравана человек не должен есть шпинат.
В месяц Бхадра не следует есть йогурт, а в месяц Ашвина нельзя пить молоко. Во время Картики человек не должен есть рыбу и другие невегетарианские продукты.
Невегетарианская диета – это употребление в пищу рыбы и мяса. Подобно этому, масура-дал и урад-дал также считаются невегетарианскими. Эти два вида дала содержат большое количество протеина, а пища, богатая протеином, считается невегетарианской.
В течение всего периода чатурмасьи человек должен избегать любой пищи, которая предназначена для удовлетворения чувств.
Письмо Мадхудвише Свами, 4 августа 1975 года:
«…Да, ты можешь соблюдать чатурмасью, если по утрам ты будешь заниматься вопросами управления. Божествам нужно предлагать обычный прасад. Божества – это не преданные. Они – Боги. Это факт, что Господь Чайтанья соблюдал чатурмасью, об этом написано в Чайтанья-чаритамрите, но в вашем храме Им нет необходимости поститься».
С уважением,
Информационный департамент
ИСККОН Алматы
тел. 8-701-787-00-43