"Отвечаю на твои вопросы. Первый. «Что подразумевается под обусловленной душой?» Обусловленная душа — это тот, кто принимает иллюзию за действительность. Обусловленность означает, что из-за несовершенных желаний, вечная душа ставит свое удовлетворение в зависимость от материальных условий. Твой второй вопрос: «Как она становится обусловленной, если дживатма вечно полна блаженства и знания?» Ответ таков: с материей смешивается не сама душа, а ее сознание, которое погружается в попытки наслаждаться материей. Поглощенная желанием господствовать, душа забывает, что она вечна, полна знания и блаженства, и отождествляет себя с материальной энергией. Так что влиянию подвергается лишь сознание обусловленной души. Третий твой вопрос: «Может ли душа становиться сильнее и слабее из-за своего общения и контакта с материальной природой?» Это не духовное существо становится сильнее или слабее, это его решимость стать сознающим Кришну становится слабее или сильнее. Под влиянием гун страсти и невежества оно слабеет, а под влиянием гуны благости становится сильнее. Но сильнее всего душа становится, общаясь с чистым преданным. Твой четвертый вопрос: «Может ли душа существовать, не будучи покрытой внешним тонким или грубым телом?» Если птица живет в клетке, а кто-нибудь придет и заберет клетку, значит ли это, что птица не сможет больше жить? Нет. Это тело — иллюзия. Мы вынуждены оставаться в нем только из-за своей привязанности к нему. Но как только душа переносит свою привязанность на Кришну, тогда всякая необходимость в этом теле отпадает. Твой пятый вопрос: «В Бхагавад-гите говорится, что обусловленная душа неизбежно обладает четырьмя недостатками. Это относится к телу или к душе?» Недостатки присутствуют в живом существе, когда оно действует на материальном уровне. Как сказано в Бхагавад-гите, в главе 15, стих 16: двав имау пурушау локе кшараш чакшара эва ча кшарах сарвани бхутани кута-стхо 'кшара учйате «Есть два типа живых существ: бренные и неизменные. В материальном мире каждое живое существо подвержено падению, а обитатели духовного мира всегда остаются неизменными». Итак, недостатки существуют лишь на материальном уровне. Всякий, кто действует в сознании Кришны, стоит выше этих недостатков. Последний твой вопрос: «Как может душа деградировать (из-за вожделения, гнева и жадности), если она трансцендентна по отношению к телу? Не означает ли это, что душа изменчива?» Нет. Душа не изменяется, но из-за своей малости, она может забыть о своих взаимоотношениях с Кришной. Духовное качество духовной искры не меняется, она лишь забывает о своей духовной природе, сбитая с толку неуместным желанием сравняться величием с Кришной. Надеюсь, ты сможешь все это понять".(ПШП Чатурбхуджу, 9 мая 1973)
|
||
Дорогие преданные! Если вы, слушая лекции Шрилы Прабхупады или читая его книги, вдруг почувствовали вдохновение от его высказывания, или оно тронуло ваше сердце! Присылайте его нам, и мы обязательно опубликуем его в нашей рассылке! Обязательно указывайте свое имя и ссылку на лекцию или книгу Шрилы Прабхупады! |
Если Вы хотите поддержать проект ВИОМС, Вы можете сделать пожертвование: пополнив счёт телефона +79091081081 (билайн);
кошелёк Яндекс. Деньги 410015760907436; кошелёк QIWI +79091081081; WebMoney R307908357189